В последние годы много говорят и пишут о том, какой должна быть современная библиотека. Практика показывает, что взгляд на библиотеку только как на информационный центр узок и однобок. На самом деле ее возможности гораздо шире. Все чаще библиотеки становятся центрами общественной и культурной жизни поселения, успешно содействуя продвижению книги и распространению чтения. В связи с этим значительно возрастает роль досуговой функции. Реализации этой функции во многом способствуют клубы и кружки при библиотеках, кот  орые вновь активно входят в практику работы библиотек.

Хотим познакомить вас с самыми популярными)))

Все элементы
Литературные клубы

Алена Баикина

«Каждый с первой до последней фразы
Эпилог придумывает сам.
И почти не жалко, что рассказу
Никогда не вырасти в роман.
Всё же лучше, чем ожесточиться.
Мучиться, обманывать, кружить.
Пусть хоть на бумаге, но случится
То, что наяву не пережить»

liter b1Елена Александровна Баикина официально по паспорту и стремительная и деятельная Алёна для друзей – наша сегодняшняя героиня. Можно я буду называть её просто Алёной? Трудно найти выксунца, не слышавшего о ней и не знавшего о ней хотя бы понаслышке. С Алёной связаны такие понятия, как газета, радио, школа, театр, библиотека, краеведение, литература, стихи... И всё это – творчество! Глаза разбегаются от масштаба личности, не знаю даже с чего начать и как подступиться. Биография? Пожалуй, с неё и начнём. Алёна Баикина родилась 30 августа 1969 года в посёлке им. М. И. Калинина, Ветлужского района Горьковской области. Окончила исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Десять лет она учительствовала в школе, потом работала на радио, много сил отдано работе главным редактором газеты «Выкс@.ru», в настоящее время творит в библиотеке «Отчий край». Жена, мама, хозяйка кошки. Алёна является Членом Союза писателей России с 2007 года. Выпустила книгу «Обратный билет» в 2007 году, куда вошли стихи и рассказы. В 2014 году вышел ещё один сборник стихов «Настоящее». В него вошли лирические стихотворения, каждое из которых обнажает ранимую женскую душу, несмотря на внешнюю резкость и категоричность. В том же году свет увидел сборник «Предчувствие осени», выпущенный при поддержке областного правительства. И конечно же, стихи Алёны вошли во многие поэтические сборники. «Поэзия способна сделать из физика лирика, из циника – человека тонкой душевной организации. В одних стихах вы найдёте отклик своим мыслям и чувствам, другие помогут научить, к примеру, внимательно относиться к собственным словам», – отмечает Алёна. В 2003 году начало свою деятельность литературное объединение «Слово», созданное Алёной Баикиной с подачи библиотекарей Валентины Николаевны Нестеровой и Светланы Анатольевны Лапиной. Алёна же является бессменным руководителем. Кстати, ЛИТО «Слово» действует на базе Центральной библиотеки, но физические границы дааавно размыты: поэты выступают и на площадях, и в парке, и в музеях, и в других библиотеках и даже городах. На протяжении десятка лет одни уходили, другие приходили, издавались сборники, организовывались творческие встречи, презентации, концерты. Алёна поддерживает и направляет чаще, критикует и ругает реже. Для каждого из нас, литошников, она – своя, у каждого сложился собственный образ, и стихи любимые – тоже свои. Виктору Махрову по душе этот:

«В то лето небо гарью пропиталось,

И Бог, казалось, выбился из сил,

Спасая жизнь, которая осталась,

Которую огонь не погасил…

Слез не хватало, чтоб наполнить выси,

И каждый понимал, что не прощен,

Когда над Дедовым болотом грянул выстрел,

Потом ещё один, потом ещё, ещё, ещё…»

С момента появления этого стихотворения (жаркое и пожарное лето 2010 года) я ловлю себя на мысли, что ВСЕГДА теперь смотрю в небо, ищу в нём цапель и радуюсь, если вижу. Алёна очень дорожит своими корнями, воспоминаниями о родных местах, родных людях. Она пишет пронзительные стихи, пробирающие до мурашек. Это, например, «Бабушка», любимое многими стихотворение. Приводить здесь не буду – прочтите в сборнике сами. На патриотическую тему, но с другой, иронической интонацией есть ещё один замечательный стих. Его представляет Артур Мальцев: «Все мужики, с кем я рыбачил на Старице, знакомы с Алёной через это стихотворение: «Лето, «старица», Воздух плавится. Мне здесь нравится. Хорошо! Чайки носятся, К морю просятся, Криком по сердцу Как ножом. Птицы глупые Все вы спутали, Море синее – далеко…» Ирония нашла выражение во многих стихах Алёны, именно поэтому она – неоднократный и долгожданный участник фестивалей иронической поэзии «Русский смех» в городе Кстово. Андрею Ухлину в Алёне нравится энергичность, целеустремленность, целенаправленность. Ему близки эти строки:

«Летний вечер лег на плечи, тронул кисточкою запад.

Я тебя вчера не встретил, а сегодня, видишь, запил.

Горько налитое зелье, да слезинки слаще стали.

Долго в зеркало глазели два осколка серой стали.

Отыскал кусочек мыла,

завязал на люстре узел,

но услышал, как завыла под окном дворняжка Кузя…»

 

Павел Лаптев

                                                                                       «Сними лицо и выбрось в урну,
Уж слишком вычурно, скульптурно.
Надень другое, хоть галошу
Попроще, глаже и поплоше...»

PASHAПавел Николаевич Лаптев родился 28 июня 1971 года в городе Выкса Горьковской области. По первой специальности он – инженер-электрик (Нижегородский государственный технический университет), по второй – теолог (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет).
Работает в электроэнергетике, инженером на электроподстанции Радуга, написание стихов и прозы считает призванием. Отец двоих талантливых дочерей. Писать начал в 1999 году. Участник третьего форума молодых писателей России 2003. В 2016 году Павел Лаптев был принят в Союз писателей России. 

«Мы встретились в парке на зимней аллее
часов приблизительно в шесть.
Вдруг солнце взыграло, и стало теплее.
Спасибо за то, что вы есть.
И вы, словно ангел, вспорхнули в беседку,
в невидимой книге прочесть,
что мы благодарны всем людям так редко,
за то, что они с нами есть...»

Павел Лаптев – наш, родной, выксунский поэт, прозаик, сказочник. Да, в нашей стране есть не только море Лаптевых, но и сказки Лаптева. В его архиве публикации в сборнике «Пролог – молодая литература России», альманахе «Мост», журналах «Юность», «Сибирские Огни», «Земляки»...
Чтобы понять, нужно прочитать, верно? В любой библиотеке вы найдёте книгу рассказов и повестей Павла Лаптева именно под таким непритязательным названием: «Рассказы и повести». В книге есть даже фантазия на тему Пушкина в Выксе «Осенний гость». В 2015 году у Павла вышла вторая книга «Краски» – сборник рассказов-притч, после прочтения которых так и хочется от души сказать: «Житие мое!». Всё дело в ёмких, коротких, динамичных картинках будней маленького человека. И если вам интересен Огурец Помидорович Капустин или хотите знать, когда щербет бывает несладким, то обязательно прочтите эту книгу. И никак нельзя не
обратить внимание на яркую обложку: её автором является София Лаптева, дочь Павла. Работа называется «Осеннее настроение». Кто же может лучше оформить книгу, как не её самый главный читатель? Вообще, все люди с детства любят сказки, и многие из нас выступают в двух ролях — сначала в роли слушателя, а потом – в роли рассказчика. Недавно мне пришлось
объяснять ребёнку, что такое Колобок. Или кто такой Колобок? Сошлись на том, что это комок теста, пирог такой без начинки, круглый, но не пончик. А что такое репка? А у нас растёт такая огромная, как на картинке? Уффф....
Нет, малыш, не растёт. Да, посажу в следующем году. И я задумалась о том, что же почитать детям на ночь, при условии волшебности, но узнаваемости и современности. Выход нашёлся. Это «Сказки уличного фонаря» Павла Лаптева.
Теперь мы по-новому взглянули на телевизор, который умеет разговаривать с картиной, на телефон, обыкновенный фонарик и узнали, что снится велосипеду. Мы живём в мире материализма, в мире вещей, от них никуда не денешься, но всегда можно по-иному взглянуть на них, увидеть их красоту, жизнь, взаимоотношения. В привычном, бумажном, виде, сказок
пока нет, прочитать их можно на сайте Проза.ру или скачать в электронном виде. Некоторые из сказок уличного фонаря вошли в сборник современных аудио-сказок «Маленькие сказки», выпущенных в 2013, 2014, 2017 годах в Нижнем Новгороде! Читая, слушая, казалось бы, сказки для детей, любой взрослый может, как Алиса в стране чудес, испытать волшебство обычных,
привычных вещей и даже пофилософствовать. Всё во власти нашей фантазии, разбудить которую помогут сказки Павла Лаптева.
В 2017 году в литературном конкурсе «По слову твоему», приуроченному 5-летию Выксунской епархии, в номинации «Проза» 3-е место занял Павел с рассказом “Соль”. Кстати, это произведение было отдельно отмечено епископом Варнавой. Сюжет рассказа - не вымысел,
Павел описал историю своей семьи. «В окно алтаря храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы рабочего посёлка Досчатое упал утренний луч осеннего солнца. Диакон Павел, седовласый худощавый человек готовил жертвенник и сосуды. Зашёл алтарник Алёша. — Батюшка ещё не пришёл? — спросил он, доставая из ризницы облачения...». Знакомые названия, правда? И теологию писатель изучал, отдавая дань своим предкам. Павлу, как любой творческой личности, не чужда философия, он по натуре является думающим, неторопливым человеком. Любит слушать Бориса Гребенщикова. Любит сам играть на гитаре, петь, но по настроению. Иногда аккомпанирует себе и на губной гармошке - человек-оркестр! Неслучайно
Павел, кроме участия во всех мероприятиях ЛИТО «Слово», стал постоянным резидентом клуба любителей авторской песни #освоём.
Выступления Павла с гитаристами можно было услышать в Ex Libris и в GARAGE BAR.
В одних стихах Павел, конечно, лирик, эдакий печальный, меланхоличный Пьеро:

«Поэзии невидимые струны,
Плохих стихов печальный листопад,
Пишу тебе загадочные руны
И тихо повторяю невпопад:
Люблю тебя бессмысленной любовью,
Сковав себя цепями робких слов.
Слова, слова - как розы к изголовью,
Что проку в них, ведь умерла любовь...»
В других стихах он иронизирует:
«Кошка серая с начёсом,
Вертикальные зрачки,
Ты пришла ко мне с вопросом,
Как укрыться от тоски?
Помурлыкала, потёрлась,
Когти об пол поточив,
И сырым своим упёрлась
Носом в мой речитатив...»


Павел – противоречивый, неспокойный, местами парадоксальный автор, он нас ещё удивит. Точно-точно. А пока читаем «Краски», слушаем “Сказки уличного фонаря”, приходим на творческие вечера ЛИТО “Слово” и клуба #освоём.

Владимир Белов

liter 1Белов Владимир Александрович родился 3 октября, как Сергей Есенин, в 1951 году в городе Павлово тогда ещё Горьковской области. Окончил физико математический факультет Горьковского государственного педагогического института и радиотехнический факультет Горьковского политехнического института. Работал учителем, инженером. В настоящее время занимается преподаванием физики. Начал заниматься литературной работой в начале 1970–х годов. Публиковался в региональной печати и в местных сборниках, в альманахах «Земляки», «Ока литературная», «Русский смех», в журнале «Невский альманах». Член Союза писателей России с 2008 года. Играет на гитаре, синтезаторе, катается на велосипеде, мотоцикле, зимой – на лыжах. А раз на улице зима, то и стихотворение для нас

атмосферное:

«Сугробы – сонные сомы,
Холмы вдали – горбы верблюжьи.
И вьются белые дымы
Из труб печных полуокружьем.
Из-под карнизного венца
Порхнули птицы, снег сбивая,
И всю рябину у крыльца
Стряхнула дружно эта стая.
Смешались гроздья со снежком,
Вокруг ковёр следов пичужьих,
А я смотрю как за оном
Скользит луна с горбов верблюжьих.
Опять циклоны с побережья»

Являясь примером для пишущей молодёжи города, Белов, тем не менее, не всё приемлет в современной поэзии, вступает в спор, конечно же, литературный, что лишний раз доказывает: поэзия жива. Если уж мы заговорили об отношении Белова к современной поэзии, то нельзя не отметить его ответ на раннее творчество Артура Мальцева (о нём мы вам расскажем в последующих выпусках). Итак, взгляд классического Владимира Белова на экспрессивного Артура Мальцева:

«Трансцендентность заката
В многомерности спазма
Дивергенцией чувств
Вдруг пронзила меня,
Как пожар Герострата,
Плавит нервная плазма,
И летит демон ночи,
Сталью крыльев звеня!...»

Любой творческий вечер, проводимый литературным объединением «Слово», всегда украшается присутствием и выступлением Белова. А некоторые читатели всегда уточняют: «А Белов будет?». Да, Владимир Белов – это знак качества. Свои произведения он читает наизусть, артистично, с неповторимой авторской интонацией, одно удовольствие слушать. Играя на гитаре, Белов не ограничивается лишь одним инструментом – у него несколько гитар, у каждой – своя история, своё звучание. Он любит слушать джаз. Он любит исполнять джазовые композиции. Выксунцы могли послушать игру Владимира Белова в Центральной библиотеке на концерте в тандеме с Александром Жуковым.

«Я газет не читаю, Не смотрю телевизор. Потихоньку дичаю И остался лишь Визбор…»

Не так давно ценители прекрасного смогли оценить другой творческий союз: Белов-Зенченко. В их исполнении романсы звучат на встречах ЛИТО «Слово» и литературно-поэтического клуба «Рефрен». Кстати, Нина Ефимовна Зенченко вспоминает: «Я тогда в Выксе толком никого не знала, мне посоветовали найти Белова – он, мол, на гитаре тебе подыграет. И вот на одной поэтической встрече я говорю мужчине с бородой, как у Карла Маркса: «А вы, случайно, не знаете – где тут Белов?». На что мужчина мне отвечает: «Это я». Теперь они – дуэт, в котором гармонично переплелись поэзия и музыка. Владимир Александрович – личность неординарная, многогранная. Он приветлив, улыбчив, доброжелателен. И при всём этом, Белов – довольнотаки закрытый человек. Быть может, дело в его врождённой интеллигенции? Он будто осознаёт свою уникальность и стесняется ею. Кстати, если вы думаете, что физик – только лирик, то вы ошибаетесь. Как уже упоминалось выше, Владимир Александрович – неоднократный участник Всероссийского фестиваля «Русский смех», следовательно, в его архиве имеются и иронические стихи:

«...Ни в одном ещё романе
Не летали на диване!
Чтоб какой-то там топчан
Распугал всех горожан!
Ведь ещё философ Гегель
Пригвоздил к земле всю мебель!
Эх, чудные горожане,
Дело вовсе не в диване.
Что диван: пружины, вата…
У меня душа крылата!
Вот она расправит крылья
И летает без усилья»

Белов любит парк, любит неспешно наслаждаться природой в любое время года. Представьте себе такую картинку: парк, аллея, не торопясь идёт мужчина в плаще и шляпе (ну пусть будет шляпа!), задумчиво смотрит вверх на деревья и незаметно для себя выходит к дому Баташевых:

«Здесь тени сосен
Вода полощет
И помнят липы лебедей.
И стук каретный здесь
Помнит площадь
При жёлтом свете фонарей.
Здесь небо выше
И воздух чище,
И мягче краски, глуше речь.
Здесь львы расселись,
Поджав лапищи,
И будут город наш беречь!»

Сборники Владимира Белова «Беру я кисть…», «Уходят флейты» ждут вашего прочтения в Центральной библиотеке.

 

Татьяна Гордеева

«Довольно ныть, браня судьбы ненастье,
Моля у Бога милость и покой.
Нам выпало одно земное счастье.
Оно зовется «жизненной строкой».

(Отрывок из стихотворения «Жизненная строка»)

liter 2

Сразу расскажу шутку среди участников ЛИТО «Слово» по поводу ежегодного дня поэзии 21 марта, отмечаемого нашей братией на улице: «А если будет холодно? Ветер? Вдруг вообще никто не придёт?». И сами же себе отвечаем: «Ну Гордеева-то точно придёт!». И она точно приходит. Такая она… А вот и строчки от коллеги Розы Тумбаевой, которые она посвятила своей давней соратнице:

«Шиморяночка ты бедовая, синеглазая, чернобровая, Ладно скроена, крепко сбитая, деревенская, не лыком шитая. Загляну в глаза, сливы синие – прогоните грусть, будьте сильными, Вы – окно души у Гордеевой, а из царства вы Берендеева!»

Итак, она звалась Татьяной… Татьяна Александровна Гордеева связана с несколькими выксунскими посёлками: родилась в Шиморском 6 августа в победный 1945 год, проживает в Нижней Верее. Окончила филфак Горьковского педагогического института, преподавала в школе Дивеевского района. Работала старшим воспитателем в пришкольном интернате, заместителем директора по воспитательной работе, партийным секретарём в школе, преподавала русский язык, литературу, пение, немецкий язык. Трудовую деятельность продолжала, возглавляя колхоз «Путь Ленина» в должности секретаря парткома, работала заведующей детским садом, председателем профкома колхоза, директором и художественным руководителем в Доме творчества. А в детстве мечтала стать... лётчицей. Татьяна стала единственной девушкой в авиационном кружке, кто прыгал с парашютом, в 16 лет уже водила машину. Вот такая неугомонная натура у нашей героини. Стихи – её второе Я. Как дышит, так и пишет. Любит Есенина, вторя ему любовью к малой Родине. Стихи Гордеевой о нас, а мы – это Россия. Патриотическая тема лежит в основе стихотворения «Родина моя», визитной карточки поэтессы:

«Родина, места мои родные – Светлые, привольные края: Самые заветные, простые, Самые святые для меня. Где бы мне бывать не приходилось, Где бы снова жить мне не пришлось, Ночью мне крыльцо резное снилось: Видно, в нём — моя земная ось...»

В настоящее время является председателем общества инвалидов и ветеранов села, активно участвует в литературных фестивалях «Живи, родник», «Ока литературная», лауреат 1 Международного литературного фестиваля «Под небом Рязанским», активно работает в литературных объединениях «Слово» (Выкса), и «Орфей» (Рязань). Она – член Союза профессиональных литераторов, руководит работой поэтического клуба «Вдохновение», пишет песни. Татьяна является автором двух сборников: «Счастье – жить», «Жизненная строка», печатается в сборниках и альманахах Нижнего Новгорода, Рязани, Мурома, Выксы. В 2010 году была признана в числе лучших граждан Выксунского округа в конкурсе «Лучший человек года». Татьяна Александровна – очень открытый, дружелюбный человек, она часто пишет письма и отправляет свои сборники в другие города, получая в ответ добрые слова и книги с дарственными надписями. Почти каждый день на абонементе Центральной библиотеки раздаётся звонок: «Девчонки, привет! Это я! Хотите почитаю?». Конечно же, это Татьяна Александровна! Если день-другой не слышим её молодого, звонкого голоса, то уже и беспокоимся: «Всё ли в порядке?». Она никогда не забудет поздравить с праздником, событием, датой и на любую, даже ненастную погоду, найдёт стихотворение, например:

«Странная сейчас стоит погода. Лужи по колено в январе. Вместо стужи дождь дарит природа, Слёзы льёт ручьями на заре…»

Как Татьяна Александровна подписывает свои сборники? «От деревенской с любовью». Выросшая на берегу Оки, она прочувствовала и воплотила в стихах бесконечную зелень полей, глубину неба и тепло солнца. Её стихам все возрасты покорны. Стихи Гордеевой – это и любовь, и природа, и родные люди. Кто-то покоряет столицу, большие города, а наша Татьяна своими душевными стихами покорила русскую глубинку. Плодотворный и творческий союз у Татьяны Александровны образовался с композитором и музыкантом, заслуженным работником культуры Анатолием Михайловичем Кириенко. Не один десяток стихов положено на его музыку. Пожалуй, самая любимая среди многих – «Опять в садах бушует май»:

«Опять в садах бушует май, И ветка к ветке клонится. И ты меня не упрекай, Что по ночам бессонница. Нас май цветами задарил, Но в мае сердце мается. Вино любви сам Бог разлил. Им каждый напивается…»

В фонде Центральной библиотеки вы найдёте сборники Татьяны Гордеевой: «Жизненная строка», «Особый спрос», «Счастье – жить!», «Слово к слову тянется».

 

 

 

Наталья Сынкова

«Душа поэта – сад, где нет воды, Где застят сорняки дорогу всходам, Где в зной и в пыль, под жарким небосводом Всё ж прорастают дивные плоды…»

 

liter 4Имя Наталья с латинского означает – «родная». Сынкова Наталья Николаевна – самая, что ни на есть, родная, любимая, выксунская, своя. Родилась она здесь, в Выксе, 4 сентября в 1959 году. Закончила строительное училище № 35 г. Горького. Работала в тресте «Горькавтодор», инженером-изыскателем в геологоразведочной партии, фрезеровщицей на Выксунском металлургическом заводе, секретарем Выксунского горкома ВЛКСМ, в редакциях газет «Металлург», «Выксунский рабочий», «Провинциальная хроника». В журналистике она нашла себя: здесь встречи с интересными людьми, разнообразные задания редакции, способность быстро реагировать на события и оперативно их описать. Если газетные строчки – это работа, то поэтические – порывы души. А стихи Наталья Николаевна пишет с детских лет. Первые публикации – начало 80-х годов, опять-таки, в местной печати. Слово неразрывно связано с Натальей, её судьба. От судьбы, как известно, не уйдёшь… И вот Наталья Николаевна становится участником ЛИТО «Слово». Это значит, что настало время творческих встреч, участий в конкурсах, выступлений на различных площадках города и района, время поездок на фестивали в соседние области, время творческого рассвета. В 2006 году вышел в свет её первый, персональный сборник «Тем днём осенним…»:

«Тем днём осенним я любила Вас, Любила парков свет и листьев прелость. И дней туманных матовая прелесть Была сродни туману Ваших глаз. Я вас любила осенью, когда Дождинки ночью мне в окно стучали И в унисон той музыке звучали Поющие под ветром провода…»

Она стала участницей поэтических сборников «Вначале было слово», «Ока литературная», «Эхо разбуженных гор», «Слово о Выксе» и других. Дипломат многих поэтических фестивалей Поочья, член жюри уже выксунского конкурса молодых авторов конкурса «Проба пера». Логичным и заслуженным стало членство в Союзе писателей России с 2007 году. Мне, как представителю другой волны участников ЛИТО, всегда было завидно, когда Алёна Баикина рассказывала об их весёлых и шумных поездках в Нижнюю Верею к Татьяне Гордеевой. Да, стихи на природе – это нечто! Кстати, о природе Наталья Николаевна пишет немного, и то об осени. Может быть, дело в сентябрьском Дне рождении или в склонности к тихой, болдинской грусти?

«Ты в этой осени один. Льёт дождь, как из ведра. Что Вас гнетёт – английский сплин Иль русская хандра? Зачем Вы и по чьим следам Проникли в эту глушь? Взглянуть хотели, как вода Бунтует в безднах луж?...»

Являясь членом литературного жюри, Наталья Николаевна открывала и открывает новых авторов, можно сказать, «выводит в свет». Виктор Махров – парень, прорвавшийся в литературу своим упорством, методичным участием в конкурсах и т.д. Так вот именно она познакомила Виктора Махрова с Алёной Баикиной и Владимиром Беловым. Так сказать, ввела в литературное сообщество Выксы. И Владимира Елисеева тоже. Не забудьте коллектив бардовской песни «Меридиан» – одна из их первых песен написана на слова Сынковой. Такая вот крёстная фея. А Виктор Махров был ведущим творческого вечера Натальи Сынковой, посвящённого выходу её нового сборника «Отголоски». Это сборник отличается от предыдущего тем, что, помимо стихов, в нём есть и рассказы-повествования, посвященные малой родине отца Натальи Николаевны – небольшому селу Поляна, что находится в полутора километрах от Ардатова.

«Здесь добрая половина жителей носит мою «девичью» фамилию, и я подразумеваю, что все эти однофамильцы – мои родственники. Все они улыбаются мне, встречая, признают «своей». Так и говорят: «Ты наша!». И потому я знаю, что здесь – мои корни, и моя тяга сюда вполне объяснима»

Но Выкса любит и знает Наталью, прежде всего, как поэтессу, а не прозаика. Хотя, по ее словам, ей это слово очень не нравится:

– Мне один незнакомый мужчина постоянно говорит на улице: «Привет, поэтесса!» Чувствую себя при этом неловко и глупо!

Не могу не написать про пьесу в семи сценах «Бабий бунт». Если не читали, то исправьтесь и обязательно прочитайте! Одни названия чего стоят: сцена первая, Откровенная, сцена вторая, Затруднительная, сцена третья, Раздумчивая, сцена четвёртая, Более раздумчивая, сцена пятая, Разлучная, сцена шестая, Серьёзная, сцена седьмая Заключительная. Это вам напомнит фильм «Белые Росы». Пьесу успешно ставили во дворце культуры им. Лепсе. В Год театра, конечно, есть желание посмотреть комедию ещё раз. А пока читаем отрывок:

«И я считала: мой-то самый лучший. Приехал с городу в забытый наш колхоз. Здесь наши только самогонку глушат Или развозят по полям навоз. А он-то с виду – чистый председатель, Поди-ко, тыщу стоит лишь риджак. Одеколоном пахнул, да и, кстати, Тем запахом отпугивал собак…»

Прочесть книги члена Союза писателей РФ Натальи Сынковой «Тем днём осенним…» и «Отголоски» можно в Центральной библиотеке.

Виктор Махров

«…На мне ж – никудышное платье: клетчатая блуза
И нет котелка на макушке. Весь вид мой – банален.
Я мало похож на любимого Вами француза,
Которого Вы втихаря за кудряшки трепали…»

liter 3Автор этих стихов – прекрасный и рыжий Виктор Викторович Махров, уверенно шагающий к вершинам литературного Олимпа. Родился он в 1989 году, в нашем городе, работает в журналистике, что помогает и в творчестве, так как позволяет находить новые сюжеты для рассказов и интересные характеры для героев.

Творческая биография Виктора довольно богатая: он –  победитель выксунского литературного конкурса «Проба пера-4», он – лауреат слёта молодых литераторов в Большом Болдино в 2016 году в номинации «Проза», его произведения вошли в литературный журнал «Нижний Новгород», альманах «Поэзия – моя Отчизна», коллективный сборник Всероссийского конкурса молодых поэтов «Зелёный листок», а также в местные сборники поэзии и прозы. Да, Виктор удачно сочетает в своём творчестве и поэзию души, и прозу жизни.

«… Я, должно быть, как и мои коллеги, странно, всюду появляясь со сжатыми кулаками, дабы никого не шокировать своими ногтями. Но самое печальное – пыль проникала внутрь. Мы дышали ею, пили и ели её. После первой же смены в литейном ваши слюни и, прошу прощения, сопли превращались в чёрное нечто. Абсолютно чёрное! Ребята шутили, что мы можем «Плеваться асфальтом». Даже после выходных это не прекращалось».

Рассказ «Литейный цех»

В Болдино Виктор представлял свой рассказ «Консервы» (так, кстати, называется его первый сборник). Один из членов жюри отметил, что именно так и представлял себе автора: немногословный, рабочий парень, выпивший пива после смены и написавший рассказ. Неоднозначное описание, но Виктор всё-таки выиграл! Впервые приехал и попал в десятку! По моим наблюдениям, некоторая суровость и даже угрюмость – качества только кажущиеся, ненастоящие. Или открывается он только близким, эдакий сам в себе мрачный крепыш. У Виктора прекрасное чувство юмора, ирония и, что не всем дано, самоирония.

«Достану я пижонский котелок,

В полочку коротенькие брюки.

В карман на фраке заложу платок

И трость возьму из зонтика я в руки.

…Прожду, быть может, час, а может, два,

Быть может, даже весь морозный вечер.

Пускай идёт по городу молва,

Что объявился новый сумасшедший…»

По первой строчке стихотворения был назван второй творческий вечер Виктора в 2018 году (первый, конечно же, был «Консервы»). Отрадно, что пишет Махров не «в стол», а издаётся. На его счету уже два авторских сборника – согласитесь, это неплохо! Рассказы «Куриха – Лондон» не так давно были выпущены в Москве, презентованы в Твери и повторно представлены, но уже выксунской публике 5 апреля 2019 года. Это был уже третий творческий вечер, а литературные события в жизни автора становятся уже привычной чередой эпизодов. Мечтал ли он о таком?

Читать Махрова приятно и понятно всем поколениям, а это нечастое явление. Почему? Потому что он – выксунец и пишет о Выксе, помещая своих персонажей в знакомые каждому места: парк, набережная, дворец культуры, заводской цех…

«… Последний вальс на исполинах

Под гул толпы и вой сирен.

И не признать в стальных руинах

Погибший выксунский мартен.

Где год назад остыли печи

Под взором множества гостей,

Сегодня — только трубы-свечи -

Свидетели былых страстей.

Дробит кирпич и рвет железо

Бездушной лапой пыльный кран.

И сотни душ в сплошных порезах

От этих незаметных ран»

Виктор врос в город своим творчеством, город в ответ его подпитывает. Он – девятый, младший ребёнок в семье. Дорожит своими корнями, своей семьёй, ценит друзей. Не ошибусь, если предположу, что те отвечают взаимностью. Какие-то черты своих приятелей автор передал героям рассказов, какие-то воспоминания материализовались в строчках на бумаге.

«Ах, что это был за конь, красавец! Во всей округе было не сыскать такого коня. По правде говоря, в послевоенные годы в Выксунском уезде, который по старой памяти продолжали так называть старожилы, найти здоровую лошадь было непростой задачей, что уж говорить о коне-тяжеловозе, вроде Кудесника. Нет, он был такой один на много верст вокруг. Высокий, выше иного мужика, стоящего рядом, копыта Кудесник имел огромные, будто еловые стволы, три из которых были обуты в белоснежные носки. Лишь правое переднее копыто было одного цвета с окраской корпуса, гривы и хвоста Кудесника – тёмно-коричневым, переходящим в караковый — самый тёмный отмасток гнедой масти…».

Рассказ «Кудесник»

Виктор Махров не сидит и не ждёт успеха, признания, немыслимых тиражей. Он работает. Размышляет, делает наброски, заметки, может быть, комкает листы, начинает заново, вспоминает какой-то случай, наводит справки, с кем-то беседует и т.д. Он ра-бо-та-ет. Это очень ценно, особенно, для нас, читателей.

Надеюсь, что заочное знакомство с творчеством Виктора Махрова, состоялось, а теперь ждём вас в Центральной библиотеке на полновесную встречу с авторскими сборниками «Консервы» и «Куриха – Лондон».

«…Ветер принёс рыжеватое облако –

Дар от плавильных цехов.

Пахло сиренью и, кажется, порохом.

Так в Выксе пахнет любовь»

Артур Мальцев

[/spoiler]

Елена Столярова

Андрей Ухлин

[/spoiler]

Владимир Елисеев

Нина Зенченко

[/spoiler]