На протяжении уже нескольких лет ЦБ успешно сотрудничает в проектном направлении с редакцией газеты «Выксунский рабочий». В прошлом году был осуществлен очередной проект, приуроченный к 800-летию образования Нижнего Новгорода.
В этом году мы продолжаем совместную проектную деятельность с редакцией газеты и реализуем проект «Нижегородская шкатулка», приуроченный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ (2022 год).
Центральная библиотека имеет в своих фондах литературу по различным видам народного творчества и искусства. Проект предполагает сохранение памяти об истории народных традиций нижегородского края, через раскрытие этой темы в краеведческой литературе.
Библиотека объединила книги о художественных промыслах и традиционных ремеслах Нижегородской области, в числе которых хохломская, городецкая и полхов-майдановская роспись, резьба по дереву, художественная обработка металла, кожи, камня, казаковская филигрань, ручное ткачество, иконопись.
Основу проекта составят книги серии «Народные художественные промыслы Нижегородской области» библиотеки имени И.П. Склярова. Авторами 10-томной библиотеки стали известные нижегородские писатели, эксперты, специалисты по народно-художественным промыслам, сотрудники музеев и архивов.
«…избы, покрытые резьбой, невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами, построенными великими мастерами
»
Игорь Эммануилович Грабарь.
Книга Федоров В.В. «Нижегородская домовая резьба» из серии Библиотека Им. И.П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области» посвящена деревянной резьбе.
Ярким образным языком, в увлекательной повествовательной манере автор рассказывает об истории и современном состоянии самобытного народного искусства, мастерах – резчиках, секретах изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров. Книга будет интересна широкой читательской аудитории, её можно использовать на уроках краеведения и во внеклассной работе. Издание прекрасно иллюстрировано.
Глухая резьба была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых долот. Работали целыми группами: сначала художественный руководитель наносил иглой отверстия по контуру рисунка, посыпал их истолченным углем и обводил карандашом, а уже затем резчик выбирал фон и создавал рельеф. Мастер делал края узора мягкими и пластичными, а затем покрывал доску олифой и раскрашивал.
Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.
«Мастерство кружевоплетения всегда пользовалось уважением среди жителей Балахны. История сохранила имена лучших балахнинских кружевниц конца XIX – начала XX века. Это Е. К. Соколова, М. М. Траутман, Е. А. Беднягина, Е. А. Анохина, А. И. Винокурова, А. М. Ожигина, О. А. Суслова, М. И. Мухина. … Интерес к плетению кружев сохраняется, поэтому есть надежда привлечь молодежь и поддержать прежде всего свое исконное кружевоплетение, которое является общенациональным культурным достоянием».
Одним из кружевных центров России является город Балахна, расположенный в Нижегородской области на берегу Волги. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.
Книга Любови Владимировны Ведерниковой «Балахнинское кружево» из серии "Библиотека им. И.П. Склярова" посвящена истории знаменитого нижегородского рукоделия. В ней рассказывается о возникновении и развитии кружевного промысла в Балахне, о тесной связи с традициями западноевропейского кружевоплетения, о художественных особенностях и технологии плетения балахнинского кружева.
«Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает бесконечное образование мелодий, так и хохломской мастер из немногих сочетаний цвета, традиционных мотивов и приемов умеет создать каждый раз новый узор и найти неожиданный декоративный эффект новые ритмы. Передать иное настроение.
В этой способности к постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного искусства хохломы, ставшего гордостью нашей национальной культуры».
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 г. в составе Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, с 1929 г. по 1936 г. — Семёновского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 г. по 1990 г. Горьковской области, ныне в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области). Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.
Книга Емельяновой Т. И. «Хохломская роспись» посвящена одному из самых известных народных промыслов Нижегородской области – искусству хохломской росписи. Автор знакомит читателя со сложной технологией создания хохломских изделий, даёт популярный искусствоведческий анализ росписи в целом и творческой манеры отдельных художников, рассказывает об истоках и традициях хохломы.
Издание иллюстрировано большим количеством черно-белых и цветных изображений. Книга адресована широкой читательской аудитории.
«По изделиям городецких художниц можно изучать обычаи, нравы, традиции русского гостеприимства, трудолюбия, широты души, доброты, удали, бесшабашности…Все это с другими костюмами и другими атрибутами дошло и до наших дней.
Талантливость натуры художника заключается в том, чтобы передать главное в народном мировосприятии, отношениях между людьми, увидеть это взглядом, полным любви и иронии, доброты и душевного покоя, но никак не ненависти и злости. В этом – феномен культуры вообще и предмет размышлений на все времена».
Сергей Петрович Чуянов, из книги «Городецкая роспись».
Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец.
Книга Вячеслава Фёдорова – увлекательный рассказ об ушедших в прошлое, а некогда жизненно необходимых ремеслах – замочном и колокольном.
Село Павлово на Оке четыре века славилось мастерами, которые могли сделать и добротный замок на кованную складскую дверь, и особенный замочек величиной с горошину и даже меньше. А в старинном селе Пурех, что недалеко от Чкаловска, отливали голосистые поддужные колокольчики, разносившие звонкую славу о себе по всей России. Книга иллюстрирована большим количеством черно-белых и цветных изображений.
В 18-19 веках в Павловском районе Нижегородской губернии изготовлялись шкатулочные фантазийные замочки - объёмные анималистические и плоские силуэтные, в виде птиц и человечков.
Впервые о миниатюрных павловских замках упомянул заезжий иностранец Кильбургер в 1674 году. Их тогда на торжище по полтиннику за штуку продавали.
Петр Дмитриевич Боборыкин — русский писатель, драматург, журналист, публицист, критик и историк литературы, театральный деятель, мемуарист, переводчик, почётный академик так сказал об истории павловского промысла: «Замок есть всеобщая школа каждого павловского паренька, и редко-редко кто с детства приучается к другим видам мастерства – к ножу, ножницам или к кузнечному делу».
«Домашнее ручное ткачество сегодня почти исчезло как вид женского рукоделия. Но еще сто лет незадолго играло такую большую роль и в быту, ив культуре, и в культуре, и даже в экономике страны, что его значение трудно переоценить». Из книги Ирины Маршевой «Ткачество и вышивка Нижегородского края».
Книга Маршевой И. В. «Ткачество и вышивка Нижегородского края» посвящено традиционным ремеслам и промыслам по художественной обработке тканей. История возникновения художественного текстиля в народной русской культуре является одной из наименее изученных областей декоративно-прикладного искусства. В то же время на территории нынешней Нижегородской области с давних времен существовали производства и художественная обработка ткани.
В ХХ веке многие промыслы оказались утраченными, но некоторые из них сохранились и продолжают существовать и по сей день. В книге представлен очерк истории художественных тканей Нижегородского края, рассказано о шахунском ткачестве, большое место отводится золотому шитью, самобытным крестьянским народным костюмам.
Цитата из книги Натальи и Сергея Квачей «Нижегородская игрушка»:
«Народная промысловая игрушка – особый пласт культуры Нижегородского края, который по размерам территории сопоставим с некоторыми европейскими государствами, а по климатическим условиям находится в нескольких зонах – от южных степей до таежных лесов. Населенный многими народами, он, поистине, является кладезем народного творчества, существенную часть которого составляет детская промысловая игрушка. Издревле нижегородские земли славились своими умельцами. От маленькой свистульки, деревянной ложки и колыбели до избы с резным убранством и величественного храма – всё умели делать нижегородские мастера. Создавая архитектурные ансамбли, деревянную посуду и разнообразную утварь, необходимую для бытовых нужд, не забывали народные умельцы и про детские игрушки, изготовляя их для игры, вразумления и забавы подрастающего поколения».
Книга Натальи и Сергея Квачей «Нижегородская игрушка» посвящена нижегородской народной игрушке как одному из ценнейших наследий русской земли.
Авторы постарались рассказать об истории возникновения и бытования в разных центрах нижегородского края промысла игрушки, описать стилевые признаки изделий и представить основных мастеров. Всё это поможет читателю познакомится с народной игрушкой Семенова, Городца, Полховского Майдана, с различными видами нижегородской матрёшки, елочными игрушками, глиняными свистульками. Книга богато иллюстрирована.
Цитата из книги Киселева А. Г. «Нижегородские промыслы и церковное искусство»:
«Наше время привычно называют временем возвращения к традициям и формирования национальной идеи, восходящей к традициям и духовным ценностям. … Все больше людей в поисках национальных идеалов и духовных корней приходят к пониманию когда-то непреложной для каждого русского человека истине: во все времена и при всех политических режимах основу русской культуры и духа составляла Православная Вера».
На разнообразном и широком фактическом и иллюстративном материале автор книги «Нижегородские промыслы и церковное искусство» Киселев Алексей Геннадьевич Киселев, старший преподаватель кафедры истории и культуры ННГАСУ, показывает церковные корни большинства традиционных нижегородских промыслов – хохломской и городецкой росписи, казаковской филиграни и т. д., а также реконструирует историю становления в древности, забвения в ХХ веке и современного возрождения в рамках промыслов канонического церковного искусства – иконописи и храмовой живописи, производства предметов церковного убранства и утвари.
Из книги Шамшурина В. А. «Казаковская филигрань»:
«Казаковская филигрань – серебряная ветвь древа нижегородских художественных народных промыслов. Верно будет сказать, что лишь в минувшем столетии, и так же верно, что зарождалась в глубокой древности».
«Филигрань – это прошлое, настоящее и будущее Казакова, его судьба. И здесь ясно сознают свою ответственность за сохранение промысла…»
Книга Шамшурина В. А. «Казаковская филигрань» рассказывает об одном из самых известных нижегородских промыслов — казаковской филиграни.
На Руси техника скани применялась с давних пор. Филигранные изделия встречаются ещё в раскопках курганов 9 века. Современное декоративное искусство наследует и развивает богатейшие традиции прошлого.
Книга Помыткиной Л. И. «Нижегородская резьба по камню и кости» знакомит читателя с нижегородскими промыслами, самобытные традиции которых формировались в разные годы ХХ века, - борнуковской резьбой по камню и варнавинской резьбой по кости. Издание богато иллюстрировано.
Л. И. Помыткина в книге «Нижегородская резьба по камню и кости» приводит слова российского и советского минералога, кристаллографа, геохимика, профессора, академика и вице-президента АН СССР, лауреата государственных премий Александра Евгеньевича Ферсмана, он писал:
«Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечными и незыблемыми останутся достижения обработки камня, и для искусства он является тем незаменимым и вечным материалом, из которого будут слагаться самые вековечные достижения человеческого вдохновения».
О традиции нижегородского чаепития, гостеприимстве и самоварах можно прочитать в книге «Сказ о Самовар Самоварыче, или Путешествие к чайным истокам». В ней вы встретитесь с Самовар Самоварычем, законодателем чайных традиций, а ещё узнаете о нашем нижегородском чаепитии и гостеприимстве. Это издание очень интересно и красиво иллюстрировано.
На Нижегородской ярмарке можно было выбрать любой из существовавших в России самоварных фабрик: московские, тульские, ярославские и многие, многие другие. В 1875 году на Нижегородской ярмарке было открыто пять чайных: на Стрелке, на Сибирской пристани у Баранцева и у Чайных складов на Песках, за флажным мостом и в бакалейном ряду. В то время Россия закупала, чая на 50 миллионов рублей золотом в год. Позже эта сумма выросла до 70 миллионов.
«Егда подпьяху и начаша роптать на князя глаголюще: зло есть нашим головам ясти деревянными лжицами, а не сребрянными. Владимир повеле ковати лжицы сребряные…» Нестор Летописец «Повести временных лет».
Ложка – такой привычный предмет, который мы берём в руки по меньшей мере раз в день. Она самая незаменимая и самая необходимая спутница человека. Где только на Руси ложки не выделывали! Славились мастера архангельские, московские, вологодские... Столовая или чайная – ничего необычного или сказочного, на ней стоят штамп завода и отметка «нерж.». У кого-то в недрах кухонных шкафов найдутся деревянные ложки – расписные, покрытые лаком. Ими никто никогда не пользовался, ведь они вроде как сувенирные…