• «Высшее признание творца - когда его творчество становится народным».
«Высшее признание творца - когда его творчество становится народным».

На протяжении уже нескольких лет ЦБ успешно сотрудничает в проектном направлении с редакцией газеты «Выксунский рабочий». В прошлом году был осуществлен очередной проект, приуроченный к 800-летию образования Нижнего Новгорода. 


В этом году мы продолжаем совместную проектную деятельность с редакцией газеты и реализуем проект «Нижегородская шкатулка», приуроченный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ (2022 год).


Центральная библиотека имеет в своих фондах литературу по различным видам народного творчества и искусства. Проект предполагает сохранение памяти об истории народных традиций нижегородского края, через раскрытие этой темы в краеведческой литературе.


Библиотека объединила книги о художественных промыслах и традиционных ремеслах Нижегородской области, в числе которых хохломская, городецкая и полхов-майдановская роспись, резьба по дереву, художественная обработка металла, кожи, камня, казаковская филигрань, ручное ткачество, иконопись.

Основу проекта составят книги серии «Народные художественные промыслы Нижегородской области» библиотеки имени И.П. Склярова. Авторами 10-томной библиотеки стали известные нижегородские писатели, эксперты, специалисты по народно-художественным промыслам, сотрудники музеев и архивов.

«…избы, покрытые резьбой, невелики по размерам, но могут соперничать по своему высокому искусству с дворцами, построенными великими мастерами

»
Игорь Эммануилович Грабарь.

     Книга Федоров В.В. «Нижегородская домовая резьба» из серии Библиотека Им. И.П. Склярова «Народные художественные промыслы Нижегородской области» посвящена деревянной резьбе.
Ярким образным языком, в увлекательной повествовательной манере автор рассказывает об истории и современном состоянии самобытного народного искусства, мастерах – резчиках, секретах изготовления резных «украсов» и символике деревянных узоров. Книга будет интересна широкой читательской аудитории, её можно использовать на уроках краеведения и во внеклассной работе. Издание прекрасно иллюстрировано.


Глухая резьба была доступна лишь мастерам высокой квалификации, которые не только знали о свойствах разных пород дерева, но и ловко работали с помощью полукруглых долот. Работали целыми группами: сначала художественный руководитель наносил иглой отверстия по контуру рисунка, посыпал их истолченным углем и обводил карандашом, а уже затем резчик выбирал фон и создавал рельеф. Мастер делал края узора мягкими и пластичными, а затем покрывал доску олифой и раскрашивал.


Во все времена мастеров нижегородской резьбы по дереву очень ценили, ведь они были настоящими художниками, освежающими традиционный узор своими деталями. Память о них сохранилась благодаря местным жителям, помогающим расшифровывать инициалы на собственных домах. На сегодняшний день в Нижегородской области существуют как целые тематические заводы, так и резчики-одиночки, почитающие как классический декор, так и свободный современный стиль. Все они в своих работах сохраняют красивую текстуру и естественный цвет дерева, а также существенно обогащают форму предмета.

Владимир Ведерников «Балахнинское кружево»

         «Мастерство кружевоплетения всегда пользовалось уважением среди жителей Балахны. История сохранила имена лучших балахнинских кружевниц конца XIX – начала XX века. Это Е. К. Соколова, М. М. Траутман, Е. А. Беднягина, Е. А. Анохина, А. И. Винокурова, А. М. Ожигина, О. А. Суслова, М. И. Мухина. … Интерес к плетению кружев сохраняется, поэтому есть надежда привлечь молодежь и поддержать прежде всего свое исконное кружевоплетение, которое является общенациональным культурным достоянием».

       Одним из кружевных центров России является город Балахна, расположенный в Нижегородской области на берегу Волги. Местный кружевной промысел ведет свою историю с последних десятилетий XVII в., его расцвет пришелся на период с конца XVIII до конца XIX в. В XIX в. кружевоплетением занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень.

Книга Любови Владимировны Ведерниковой «Балахнинское кружево» из серии "Библиотека им. И.П. Склярова" посвящена истории знаменитого нижегородского рукоделия. В ней рассказывается о возникновении и развитии кружевного промысла в Балахне, о тесной связи с традициями западноевропейского кружевоплетения, о художественных особенностях и технологии плетения балахнинского кружева.

Смотреть  в PDF

 

 

Емельянова Т. И. «Хохломская роспись»

«Как музыкант из ограниченной гаммы звуков извлекает бесконечное образование мелодий, так и хохломской мастер из немногих сочетаний цвета, традиционных мотивов и приемов умеет создать каждый раз новый узор и найти неожиданный декоративный эффект новые ритмы. Передать иное настроение.
В этой способности к постоянному обновлению секрет жизнестойкости замечательного искусства хохломы, ставшего гордостью нашей национальной культуры».

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в селе Хохлома (с XVIII века по 1929 г. в составе Хохломской волости Семёновского уезда Нижегородской губернии, с 1929 г. по 1936 г. — Семёновского района Нижегородской области РСФСР и Нижегородского (Горьковского) края и с 1936 г. по 1990 г. Горьковской области, ныне в составе Хохломского сельсовета Ковернинского района Нижегородской области). Представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красными, зелёными и золотистыми тонами по чёрному фону.

Книга Емельяновой Т. И. «Хохломская роспись» посвящена одному из самых известных народных промыслов Нижегородской области – искусству хохломской росписи. Автор знакомит читателя со сложной технологией создания хохломских изделий, даёт популярный искусствоведческий анализ росписи в целом и творческой манеры отдельных художников, рассказывает об истоках и традициях хохломы.
Издание иллюстрировано большим количеством черно-белых и цветных изображений. Книга адресована широкой читательской аудитории.

Смотреть  в PDF

Чуянова С. П. «Городецкая роспись»

«По изделиям городецких художниц можно изучать обычаи, нравы, традиции русского гостеприимства, трудолюбия, широты души, доброты, удали, бесшабашности…Все это с другими костюмами и другими атрибутами дошло и до наших дней.
Талантливость натуры художника заключается в том, чтобы передать главное в народном мировосприятии, отношениях между людьми, увидеть это взглядом, полным любви и иронии, доброты и душевного покоя, но никак не ненависти и злости. В этом – феномен культуры вообще и предмет размышлений на все времена».

Сергей Петрович Чуянов, из книги «Городецкая роспись».

Городецкая роспись — это русский народный художественный промысел, особый вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Городецкая роспись возникла в Поволжье, в районе города под названием Городец.

 Смотреть  в PDF